Рынок VSAT в России переживает трудные времена, констатируют аналитики.
Часть игроков покидают бизнес, но те, кто нашел возможность пережить невзгоды, высказывают сдержанный оптимизм о будущем этого рынка в России.
По данным аналитической компании J`son & Partners Consulting, в 2009 году рынок услуг спутниковой связи потерял 15% по сравнению с предыдущим годом. Общий объем составил 4,3 млрд руб. (5 млрд — в 2008 году). Средний доход на одного абонента уменьшился (с 9 тыс. почти до 7 тыс. руб.). Доходы операторов от расширения сети существенно снизились, однако на услугах связи в 2009 году заработать удалось немного больше, чем в предыдущем. Если в 2008 на долю подобных доходов пришлось 3,5 млрд, то в 2009−м эта цифра поднялась примерно до уровня 3,6 млрд.
«2009 год был сложным, экономическая ситуация в стране, безусловно, отразилась на рынке VSAT, темпы роста замедлились, — сообщил Infox.ru генеральный директор компании «Стэк.Ком» Олег Куц. — Если в период 2006−2008 годов рынок рос в разы, с 5000 абонентских терминалов в 2006 году до 30 000 терминалов в 2008−м, то в 2009 году, по нашей оценке, рост рынка составил 10−12%, но следует отметить, что положительный тренд сохранился. Наша компания в 2009 году росла быстрее рынка, прирост абонентской базы составил 25%, оборот компании вырос на 40%».
«Нам удалось почти удержать физические объемы продаж, хотя в стоимостном выражении доходы от продаж оборудования уменьшились на треть, — рассказал Infox.ru генеральный директор компании «Сетьтелеком» Сергей Пехтерев. — Но зато удалось нарастить объемы доходов по услугам почти на четверть, что выправило ситуацию, дало общий небольшой рост доходов и позволяет считать год успешным».
Спрос на услуги VSAT отмечают и в J`Son & Partners Consulting.
«Спрос есть практически во всех сегментах потребительского рынка, только основные пользователи VSAT как в мире, так и в России — крупные государственные и коммерческие предприятия, — рассказала Infox.ru ведущий эксперт J`Son & Partners Consulting Галина Большова. — В мире в связи с активным использованием Ka-диапазона (более широкий, чем прочие, диапазон с дополнительными возможностями вроде обработки данных и коммутации прямо на спутнике. — Infox.ru), количество пользователей сегмента SMB и физических лиц растет, особенно последние два года, и будет продолжать расти в связи с вводом новых спутниковых емкостей этого диапазона и значительным снижением стоимости терминалов».
«В целом все как всегда, — добавил Сергей Пехтерев к ответу на вопрос о наиболее востребованных VSAT-услугах. — Широкополосный доступ в интернет, передача данных для корпоративных клиентов, VoIP — тут без каких-либо революций. Клиентская база у нас очень диверсифицирована, есть клиенты во всех сегментах. Рост наблюдался в корпоративном сегменте, в основном нефтегазовом, и в частном секторе, но в нем исключительно из-за эффекта малой базы, он составляет 2−3% всего».
«По нашим данным, наиболее востребованными услугами являются, в порядке убывания доли, передача данных, телефония, доступ в интернет, видеоконференц-связь и прочие. Следует отметить, что в 2009 году относительно 2008−го выросла доля услуг доступа в интернет и ВКС, — сообщил Олег Куц. — В целом по рынку основными клиентами операторов VSAT являются государственные заказчики — 70% рынка, весомый вклад в это внесли национальные проекты «Образование» и «Универсальная услуга связи», 27% — корпоративные заказчики, 3% — физические лица. У «Стек.Ком» ситуация отличная от рынка, доля корпоративных заказчиков преобладает над государственными».
Тем не менее аналитики отмечают, что в связи с губительным влиянием кризиса рынок покинут некоторые операторы: по информации из исследования, к банкротству готовятся от 5 до 10% компаний.
«На рынке в кризис стало видно, кто есть кто, — считает Сергей Пехтерев. — Пустышки сдулись, и к нам пошли клиенты от операторов, которые не смогли в кризис обеспечить хороший стандарт качества».
По данным исследования, первая пятерка операторов, занимающих 60% рынка, даже в трудные времена продолжает чувствовать себя вполне благополучно. В эту пятерку вошли компании «Глобал-Телепорт», «Сетьтелеком», «ВебМедиаСервисез», КБ «Искра» и «Стэк.Ком».
Аналитики отметили, что рынку необходим выход из стагнации, чему, возможно, будут способствовать намечающиеся слияния и поглощения. Для независимых средних и малых операторов в 2010 году надо решить задачу выживания: сети с числом терминалов менее 1500 работают практически с нулевой рентабельностью и окупаются только за счет дополнительных услуг. У операторов, имеющих менее 300 станций, есть только два варианта выхода из ситуации: продать бизнес или войти в крупную корпорацию, что, по сути, одно и то же, говорится в исследовании.
«Резкого роста не будет, — спрогнозировал Олег Куц, — так как сейчас сдерживающим фактором является отсутствие свободного спутникового ресурса».
Ресурсную проблему отметили и аналитики J`Son & Partners Consulting. По их мнению, затруднения с получением нужных полос частот, наметившись в 2009 году, могут стать главной угрозой для рынка в 2010 году.
Впрочем, опрошенные Infox.ru спикеры стараются смотреть в будущее с оптимизмом.
«В конце 2009 года и январе этого мы отметили повышение активности на рынке, — сообщил Олег Куц. — Частично это было результатом нашей работы с потенциальными заказчиками в 2009 году, но помимо этого появились и совершенно новые проекты. Ситуация на рынке должна улучшиться, в пользу этого говорит улучшение в экономической сфере».
«Думаю, что хуже уже не будет, — предположил Сергей Пехтерев. — Мы расширяем спектр решений, предлагаемых клиентам, постоянно модернизируем тарифные планы и услуги. Если пойдет подъем в экономике, начнется рост и у нас, в спутниковой связи».
Аналитики J`Son & Partners Consulting осторожно прогнозируют сохранение текущего объема рынка до 2012 года и его рост при благоприятных обстоятельствах до 10−12 млрд руб. к 2015 году.