В 2009 году потери российских операторов связи из-за развития интернет-телефонии составили примерно 6,7 млрд рублей.
Состоялось заседание экспертного совета по вопросам связи ФАС, в ходе которого, в частности, был рассмотрен вопрос правового статуса сервиса Skype.
Менеджеры «Ростелекома» пожаловались на то, что Skype отбирает у операторов бизнес. «В настоящее время от более широкого распространения сервисов типа Skype пользователей удерживает низкое проникновение услуг широкополосного доступа в Интернет в регионах России. Недополученная выручка российских операторов связи в 2011 году может составить 10,5 млрд рублей», — сообщил представитель «Ростелекома».
Аналитики считают, что озвученная цифра выглядит правдоподобно, но предупреждают, что основная угроза традиционным операторам — идущий полным ходом передел рынка дальней связи в пользу «большой тройки», в которую входят МТС, «Билайн» и «Мегафон». «Ростелеком», занимающий очень значительную долю российского рынка дальней связи, мог получить подобные данные, проанализировав свой трафик. Рынок дальней связи последние пару лет показывал либо нулевой, либо отрицательный прирост, и в этом виноваты сервисы, подобные Skype.
Это уже не первый случай, когда представители российских телекоммуникационных компаний выражают мнение о необходимости регулирования сферы интернет-телефонии. Обычно при этом выражается пожелание, чтобы государство уделяло внимание защите интересов абонентов, а также обратило внимание на недополучение налоговых поступлений от данного вида сервисов.
Например, в 2009 году на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) бизнесмены, обеспокоенные активным развитием Skype и интернет-телефонии в России, отмечали, что большинство оперирующих на территории РФ брендов, таких как Skype и ICQ, — иностранного происхождения, и поэтому необходимо обеспечить защиту отечественного производителя в этой области.
Кроме того, представители сотовых компаний обращают внимание чиновников на то, что Skype зарабатывает в России и не платит здесь налогов, не вкладывается в инфраструктуру. А пользователи должны опасаться провайдеров услуг, которые не представлены официально в России, в связи с чем их деятельность не контролируется, поэтому интересы абонентов не защищены.
У Евгения Царева, эксперта в области персональных данных и современной информационной безопасности, своя версия этой обеспокоенности: «Skype очень хорошо шифрует трафик между двумя клиентами, поэтому прослушивать его не имеет большого смысла. Однако возможности для записи переговоров действительно есть. Наиболее логичным и хорошо известным способом является внедрение троянской программы на компьютер одного из пользователей. Троян способен записывать переговоры и/или пересылать расшифрованный трафик на другую машину». Он полагает, что запрет или какое-либо ограничение использования Skype ничего не даст. Ведь технической возможности остановить использование Skype в России не существует, есть лишь административный инструмент, который в данном случае не работает. «Более того, попытки ограничить использование Skype приведут к негативным последствиям. В частности, мне известны коммерческие компании и даже одна администрация крупного города, которые активно пользуются Skype и дают очень лестные отзывы о результатах использования», — отмечает Царев.
Прецеденты борьбы с сервисами IP-телефонии в последние годы были отмечены и в других странах. В Китае запретили использование IP-телефонии, в том числе и с помощью программы Skype, по той причине, что сервисы Skype начали очень активно привлекать клиентов государственных телефонных компаний, предоставляющих обычную телефонную связь.
Пользователи iPhone из Канады также столкнулись с запретом на использование сервисов Skype, так как, согласно канадскому законодательству, оператор связи должен в любой момент в целях безопасности определить местонахождение звонящего, а в IP-соединении не предусмотрено определения номеров.
Два крупнейших британских оператора сотовой связи Orange и O2 в этом году обратились к Nokia с требованием убрать Skype из новых аппаратов N97, иначе они просто откажутся продавать их. Большинство операторов в США также блокируют звонки по Skype через свою сеть, оставляя пользователям только Wi-Fi.
Большая популярность телефонных звонков через Интернет озаботила и итальянскую полицию. Стражи порядка бьют тревогу: участники преступных синдикатов для своих переговоров все активнее используют Skype, чтобы запутать следствие. Система шифрования, используемая в этой компьютерной программе, не раскрывается разработчиками, что сильно осложняет работу правоохранительных органов. Комментирует Юлия Федорова, аналитик iKS-Consulting
Объем трафика через Skype действительно растет, но оценить его увеличение невозможно, поскольку компания таких данных не предоставляет. Сколько денег потерял Ростелеком по вине Skype, неизвестно ни нам, ни самой компании.
Единственное, что можно констатировать, — падение доходов Ростелекома и других операторов фиксированной традиционной дальней связи в общем объеме доходов от предоставления услуг дальней связи в пользу сотовых операторов и в пользу операторов IP-телефонии. В этой ситуации непонятно, почему Ростелеком ополчился именно на этот интернет-сервис, а не на тех же самых сотовых операторов, которые в последнее время пересмотрели свою политику на услуги междугородней и международной связи, снизили цены. В результате клиенты для звонков в другие города и страны стали больше пользоваться мобильными телефонами.
Нужно помнить о том, что Ростелеком является аффилированной государственной компанией, и данные претензии могут иметь и иную, некоммерческую, подоплеку. Не секрет, что Skype хотели бы, но не могут контролировать наши спецслужбы — этим, возможно, и объясняется продолжающиеся нападки на него.
Источник: Особая буква