Состоявшаяся в ноябре конференция WiMAX Forum Russia собрала немало зарубежных гостей, готовых рассказать о своем видении рынка WiMAX, особенно мобильного, и поделиться опытом. Однако в этом году российским компаниям тоже было что представить иностранным коллегам.
О мобильном широкополосном доступе в нашей стране сегодня уже не приходится говорить в будущем времени. По оценкам J’son & Partners, объем российского рынка мобильного WiMAX составит в 2009 г. около 1,5 млрд руб., а абонентская база к концу 2010 г. достигнет почти 1,7 млн. В стране действуют (или скоро начнут работу) несколько коммерческих сетей мобильного WiMAX, причем все они работают по разным бизнес-моделям: сеть Yota ориентирована на массовый рынок; в сети “КОМСТАР” мобильный доступ является дополнением к проводному; “Синтерра”, развивающая региональные “мини-сети WiMAX”, ориентируется на партнерство с региональными операторами; такие операторы, как “Интерпроект” (Freshtel) или “Союз-Телеком”, нацелены на региональные рынки с низким уровнем проникновения ШПД.
Основное внимание участников форума привлекли доклады компаний, ставших главными ньюсмейкерами на рынке мобильного WiMAX в минувшем году, – Yota и “КОМСТАР-ОТС”. Денис Свердлов, генеральный директор Yota, сообщил, что сеть насчитывает сегодня более 220 тыс. активных подписчиков. По трем городам, где сеть находится в коммерческой эксплуатации (Москва, Санкт-Петербург, Уфа), абонентская базе ежедневно прирастает примерно на 2300 подписчиков. Опытная эксплуатация сети Yota ведется в Краснодаре и Сочи, причем при старте программы в Краснодаре за один день к сети подключились 6200 (!) абонентов. До конца 2012 г. компания намерена развернуть работу в 180 городах с населением свыше 100 тыс. человек. Среднемесячный трафик на абонента в сети составляет 12,7 Гбайт. Примерно с сентября доходы компании начали перекрывать все операционные издержки. Полностью окупить сделанные инвестиции компания надеется через пять лет. При этом только до конца года инвестиции в развитие сети составят 500 млн долл.
Оператор развивает собственную транспортную сеть. Ее пропускная способность в московском сегменте составляет 180 Гбит/с.
Тарифы у Yota – безлимитные. Основной акцент делается на сервисы, которые делятся на два блока – коммуникации и развлечения (медиасервисы). В ближайшее время предполагается предложить абонентам телевизионные приставки для просмотра контента. Yota выводит на рынок различные устройства, например Yota Egg, миниатюрный WiMAX/Wi-Fi-роутер. Работу в сети поддерживают 65 моделей ноутбуков. В настоящее время тестируется мобильный телефон на платформе Android с поддержкой GSM/3G и WiMAX VoIP.
О московском WiMAX-проекте “КОМСТАР” рассказал вице-президент по стратегии и развитию ОАО “КОМСТАР-ОТС” Александр Горбунов. Он отметил, что рынок широкополосного доступа по сути распадается на три самостоятельных сегмента – рынок домохозяйств, рынок мобильной телефонии и новый рынок доступа на ноутбуки, на который и ориентируется “КОМСТАР”. Тем более, что существует тенденция замещения ПК ноутбуками.
“КОМСТАР” не предлагает безлимитных тарифов, считая более правильной модель, когда абонент понимает, чего и сколько он потребляет и за что именно платит. В ближайшей перспективе оператор планирует переходить к конвергентным тарифам – услугам беспроводного доступа в рамках пакета СТРИМ. Компания выступает за то, чтобы ноутбуки с модулем WiMAX не были привязаны к конкретному оператору (при этом, однако, в продаже скоро должен появиться собственный нетбук “КОМСТАР” с модулями WiMAX и EDGE/3G), а также за простую схему активации услуги, не требующую личного подписания контракта.
Планы компании включают WiMAX-покрытие ближайшего Подмосковья, а также дополнительные проекты Wi-Fi. В частности, со следующего года начнется распространение ADSL-модемов с Wi-Fi-модулем FON, а в ходе инсталляции IMS в сети МГТС в каждый домашний IMS-шлюз будет встраиваться точка Wi-Fi. Последнее означает, что к концу 2012 г. у “КОМСТАР” в Москве будет от 1 до 1,5 млн хот-спотов.