Существует ли реальная конкуренция между проводным и беспроводным доступом – этот вопрос каждый из операторов связи трактует в зависимости от технологий, которые есть в его распоряжении.
МТС, “Билайн” и “МегаФон”, совет директоров которого одобрил покупку “Синтерры”, на него вроде бы ответили: проводное плюс беспроводное покрытие позволяют компании обеспечивать присутствие во всех сегментах рынка, а также продавать конвергентные решения. В то же время фиксированные сети вынуждены в 2009-2010 признать существование операторов беспроводного доступа. Процесс обратного перетока абонентов (из мобильных сетей в проводные) практически равен нулю.
Так что вопрос идет не совсем о конкуренции. Скорее, провайдеры делают ставки, сколько абонентов отдадут фиксированные сети беспроводным – будет ли этот процесс массовым, какого из сегментов рынка (частного или корпоративного) коснется наиболее значительно, сумеют ли операторы мобильной связи сделать условия интернет-доступа сопоставимыми по скорости и цене с фиксированными сетями. На минувшей неделе тема “фиксированная связь VS мобильная” обсуждалась снова. На этот раз – на круглом столе, организованном ComNews, Северо-Западным филиалом “МегаФона” и СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. Тогда “МегаФон” еще раз напомнил об уровне проникновения мобильной связи (более 100%) и о том, что частные абоненты пользуются фиксированной связью больше по привычке. Говоря об интернет-доступе, представители оператора отметили, что свою роль играет и разница в скоростях.
Как утверждают участники корпоративного рынка, доля интернет-доступа по беспроводным технологиям возрастает. На круглых столах РБК Daily и Telecom Daily не раз отмечалось, что СМБ-сектор охотно пользуется интернет-”безлимиткой” (“Скай Линк”, “большая тройка”) и переходит на Yota, у которой куда меньше ограничений. “Билайн” и МТС (совместно с “Комстар-ОТС”) продают в Петербурге конвергентные продукты для бизнеса. В “Билайне” намерены в этом году увеличить продажи таких решений в несколько раз. Компании говорят и о существовании спроса на так называемые “мобильные офисы”, когда при необходимости быстрого налаживания коммуникаций используется радио-доступ.
Гендиректор компании “Смарт Телеком” Андрей Суходольский указывал на то, что среди небольших компаний число клиентов, выбирающих беспроводный интернет-доступ на постоянной основе выросло благодаря приходу “Скартела” (Yota), однако спрос на традиционные сервисы (интернет, телефония, МГ/МН-связь)в целом остался неизменным.
На рынке домашнего интернета мобильный доступ, напротив, выбрали абоненты с ARPU выше среднего. Напомним, что в сети Yota абонентская плата на “безлимитке” равняется 900 руб., а петербургские абоненты проводного ШПД в среднем по городу платят за интернет не более 350 руб. Как правило, от фиксированного доступа могут отказаться абоненты Yota или же пользователи тарифов с включенным трафиком (от 1 Гб) или гарантированно высокой скоростью сотовых операторов – как правило, эти предложения стоят от 700 руб. и более. Те, кто приобретает, “легкие” интернет-тарифы, делают это для работы вне дома.
“Основная масса наших абонентов на услуге «Твой Интернет» сосредоточена на тарифах с невысокой абонентской платой, поэтому конкуренцию со стороны провайдера Yota мы не ощутили, – говорит директор по маркетингу компании ТКТ Ольга Лисенкова. По ее мнению, вероятность того, что пользователи 3G-модемов станут массово отказываться от услуг домашних провайдеров пока не велика из-за специфики мобильного интернета (недостаточно высокие скорости и ограничения по объему скачиваемого трафика).
Давление со стороны Yota и 3G-операторов резко возросло в прошлом году, и затронуло не только верхний, но и средний (600-800 руб.) ценовой сегмент, уточняет директор петербургского филиала “Сумма Телеком” Андрей Полунин. “В последнее время, конкуренция со стороны Yota стала особенно заметной. Есть информация, что в районах, где мы присутствуем, около 10-15% абонентской базы приходится именно на этого оператора”, – рассказал он, добавив, что чаще всего мобильный WiMAX выбирают владельцы ноутбуков. Впрочем, массового ухода абонентов к операторам беспроводного ШПД в “Сумме Телеком” также не ожидают, называя нынешние расценки на WiMAX и 3G все еще слишком высокими. “По ширине канала, как к абоненту, так и от него, более дешевый фиксированный ШПД еще долго будет опережать беспроводной: например, скорость до 100 Мбит/с, которую предлагаем как мы, так и часть наших конкурентов, не под силу сотовым операторам и Yota”, – добавил Полунин.
Источник: TelecomDaily