Мы быстро привыкаем к хорошему, в том числе к широкополосным услугам связи, позволяющим значительно повысить продуктивность работы. Но если скоростное подключение дома и в офисе для многих стало привычным, то в дороге приходится довольствоваться пока не слишком «быстрой» мобильной связью. Технология LTE обещает изменить положение дел.
Операторы сетей сотовой связи последовательно идут по пути повышения скорости передачи данных. Пакетные сервисы, появившиеся в сетях 2,5G (GPRS и CDMA 1x), обеспечивают скорость передачи до 100 кбит/с. Еще более высокие скорости и меньшие задержки характерны для радиосетей 3G, построенных на технологиях EV-DO и HSPA. Дальнейшее развитие своего бизнеса сотовые операторы связывают с технологией LTE, которая способна предоставить мобильным пользователям скорости, сопоставимые со скоростями проводных подключений.
Мобильный доступ: мода, ставшая необходимостью.
Повышение популярности карманных ПК, смартфонов и нетбуков с модемами 3G приводит к значительному увеличению объемов трафика в сетях мобильной связи. Помимо традиционных услуг, связанных с передачей голоса и доступом в Интернет, абоненты активно используют новые мультимедийные возможности, в том числе видеосвязь, конференции, трансляции, обмен видеофайлами. Появление новых беспроводных устройств и сервисов, подкрепленное привлекательными тарифами с возможностью неограниченной передачи данных, привело к тому, что за 2008 г. объем трафика в сетях 3G увеличился в 3–6 раз. Сложная экономическая ситуация в 2009 г. не повлияла на эту тенденцию – рост трафика продолжился.
На рынке мобильной связи все активнее действуют новые группы игроков, например, Apple и Google адаптируют свои популярные сервисы для мобильных пользователей, а также пропагандируют доступ к контенту и приложениям третьих сторон через открытые программные интерфейсы. Дальнейшему увеличению объемов трафика будет способствовать и появление новых категорий беспроводных устройств, в том числе для межмашинного взаимодействия (без участия человека), скажем, для удаленного мониторинга и управления.
Изменяющиеся рыночные условия заставляют операторов искать новые бизнес-модели, в том числе с получением части доходов не от абонентов (по традиционной схеме), а от поставщиков контента, приложений, рекламодателей и др. Новые модели требуют значительного повышения пропускной способности каналов связи и возможности гарантировать качество обслуживания, а постоянно усиливающаяся конкуренция – снижения совокупной стоимости владения сетью.